ПРАВИЛА-5
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
СПЛОШНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
М.Седогин
(продолжение, начало смотри
Глава 11. Пропусти
пешехода – как это понимать?
Самое мерзкое, что может сделать водитель на дороге
– это не пропустить пешеходов, когда у них есть преимущество. И периодически
возникающее повышенное внимание работников ГИБДД к таким нарушениям вполне
оправдано. Но и здесь необходимо чувство меры. Казалось бы, термин «уступить
дорогу» достаточно ясно изложен в Правилах. Но оказывается, каждый его понимает
по-своему. Например, «Комментарии…» под ред. Федорова, в многословном нудном
пояснении на стр. 26, трактуют в
конечном итоге термин несколько либерально: оказывается, «уступить дорогу» –
это всего лишь двигаться таким образом, чтобы не вынудить другого участника
движения экстренно изменить траекторию и скорость. (Ну зачем же наводить тень
на плетень. В определении этого термина
Правилами нет слова «экстренно»). Некоторые работники ДПС наоборот, считают,
что уступить дорогу пешеходам – это значит остановиться и ждать, пока пешеход,
находящийся в добром десятке метров, не торопясь, пересечет траекторию
автомобиля. Понятно, что никто так делать не будет: пробки неизбежны. Но иногда
работникам ДПС только это и нужно: готовьте денежки. А вообще-то, все, что
нужно пешеходу от водителя – предсказуемость. Если уж останавливаешься –
притормози плавно, заблаговременно и «однозначно». Если уж двигаешься в
«просвете» между группами пешеходов, то маневр нужно совершать таким образом,
чтобы он был предельно понятен пешеходам, с ясной и плавной траекторией.
Глава 12. Форма-невидимка.
«Это хорошо, что вы такой зеленый и
плоский…
Вы лежите на газоне и вас не видно».
Старуха
Шапокляк.
Форма инспектора ДПС ГИБДД «Правилами» не регламентируется. Ну, это понятно, на то есть ведомственные нормы. Но проблема в том, что все последние изменения в форме постепенно приводят к тому, что работник ДПС становится трудноразличимым на дороге и вообще мало похожим на стража порядка. Все-таки, в «Правилах» должно быть указание на то, что форма работника ДПС должна обеспечивать ее хорошую видимость на дороге в любых погодных условиях. Раньше в форме работника ГАИ присутствовали элементы, хорошо различимые, и самое главное – эти элементы никогда не могли встречаться в «гражданской» одежде: фуражка с высокой тульей и ярко-красным «кругом», белые обшлага, и главное – портупея ярко-белого цвета, в которой один из ремней одевался «по диагонали», с плеча на пояс. Это можно не заметить или с чем-нибудь спутать?
Современную форму работники ДПС хвалят. Тепло,
удобно. А водители? Едешь по зимней дороге, и вдруг от припаркованной машины
отделяется некто в темно-фиолетовой кургузой куртке и бесформенных такого же
«заметного» цвета штанах. «Мишка на севере»,
да и только. «Яркая» надпись «ДПС» на спине положение не исправляет, ведь
обычно инспектор спиной к дороге не стоит. А две белых полосочки на рукавах,
брючинах и кепочке (сильно напоминает робу заключенного-смертника, а вообще-то
скопировано с формы датских полицейских) – разве это отличие? На многих куртках
такие полосочки и поярче встречаются. Не лучше и летний вариант: мышиного цвета
костюмчик с такой же «зэковской» кепкой. Сколько бы не хвалили работники ДПС
эту новую форму, но правда в том, что форма-невидимка резко повышает
аварийность на дороге, да и для самого инспектора опасность стать объектом
наезда повышается. (Попробуйте ее сравнить с ярко-желтой накидкой английских
полицейских: такую форму легко различить с расстояния километра). С точки
зрения внешнего вида новая форма также проигрывает: как-то не вяжется кургузая
куртка слесаря-сантехника с имиджем стража порядка. (Желтые накидки в последнее
время стали применять и в России, но чаще всего почему-то только для «стажеров». Штатные «гаишники»
по-прежнему ее игнорируют).
Никто не спорит с тем, что форма работника ДПС
должна быть удобной, но не в ущерб безопасности.
Парадокс в том, что именно работники ДПС приняли на
ура форму-невидимку. Почему – понятно. Конечно, быть невидимым опасно
(количество погибших и покалеченных при исполнении обязанностей работников ДПС
с введением новой формы возросло многократно), но зато легче прятаться. Опять
материальная заинтересованность победила здравый смысл.
Вывод: форма ДПС должна быть доработана в сторону
улучшения ее различимости на дороге.
Продолжение: http://www.ecoport.narod.ru/pr6.htm