ПРАВИЛА-3
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
СПЛОШНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
М.Седогин
(продолжение, начало смотри
www.ecoport.narod.ru/pr1.htm и www.ecoport.narod.ru/pr2.htm)
Глава 7. Разворот в разрыве разделительной полосы: не все так
просто…
Градостроители,
создающие разнообразные причудливые переплетения автодорог, зачастую не
учитывают последующих проблем дорожного движения. Возьмем достаточно
распространенный пример: разворот в разрыве разделительной полосы или газона (рис.1). В данном случае все
просто. Хотя в Правилах и не регламентируется траектория разворота (как и
левого поворота), но все же в «Комментариях…»
рекомендуется выполнять этот маневр таким образом, чтобы не объезжать центр
разрыва (перекрестка), таким образом, два автомобиля, совершающие разворот в
одном разрыве, разъезжаются правыми бортами, без пересечения траекторий. Но…
Разделительные полосы (и газоны) бывают разной ширины. На другом рисунке (рис.2) водитель чувствует себя
крайне неуютно, двигаясь довольно продолжительное время … по встречной полосе!
Впрочем, выбери он другую траекторию (то есть, приняв правее), вряд ли это
исправит дело: водитель встречной машины, собравшийся здесь тоже развернуться,
имеет право двигаться по этой же полосе. Добавив в ситуацию дополнительный
элемент – примыкающую дорогу, получаем вообще не разгадываемый ребус (рис.3).
Данная
глава была написана в 2003 году. Сейчас, в 2010, ситуация несколько изменилась,
поэтому часть вопросов в настоящее время разрешена, появились многочисленные комментарии
официальных лиц, но остался ряд спорных и по-разному трактуемых случаев.
Повышенный интерес к этой теме связан, конечно, с недавним ужесточением
наказаний за выезд на «встречку».
Итак,
начнем с последнего случая (рис.3). Широкая разделительная полоса плюс
примыкающая дорога – при развороте однозначно необходимо двигаться по правой
стороне, иначе 100% «встречка».
Второй
рисунок уже не столь однозначен, многое зависит от ширины разделительной
полосы. Если ширина газона такова, что автомобиль хоть какое-то расстояние
движется поперек разделительной полосы прямолинейно (то есть прямолинейный участок
больше длины корпуса автомобиля), то необходимо выполнять разворот, двигаясь по
правой стороне. Иногда на перекрестках по типу Рис.3 и разворотных
разрывах по типу Рис.2 наносят разметку – сплошную линию. В этом случае задача
легко разрешается: двигаться, соблюдая разметку.
Если,
как на Рис.1, разделительная полоса узкая (1-7 метров), да еще иногда с
трамвайными путями, а то и с примыкающей дорогой, то трактовка
правил проезда в настоящее время
неоднозначна. Конечно, кажется правильным и естественным развернуться, двигаясь
по левой стороне, так как никому не мешаешь, при этом обеспечивается высокая
пропускная способность и безаварийность перекрестка, да и в правилах прямого
запрета на такой маневр нет. Но тут все зависит от позиции местной ГАИ. Они то спокойно,
годами, наблюдают за сложившимся способом проезда, то вдруг выставляют здесь пост
и начинают вменять всем подряд «встречку». А потом
вдруг опять разрешают обычный разворот (без пересечения траекторий). То есть в
наших городах почти каждый перекресток – уникален, и ГАИ может по каждому
такому перекрестку «устанавливать» и «изменять» правила проезда по своему
усмотрению, благо наши ПДД это позволяют.
Совет: к сожалению, однозначного совета, применительно к
рассмотренным случаям, не существует. Чтобы не оказаться нарушителем,
необходимо внимательно рассматривать все вновьпоявившиеся
элементы разметки, знать позицию ГАИ по каждому такому перекрестку в своем
городе на данный момент времени. Если у
такого спорного перекрестка появился пост ДПС, то необходимо быть начеку и на
всякий случай двигаться по правой стороне: может и создашь затор, но зато
никакой инспектор ДПС не сможет вменить нарушение.
Глава 8. Всегда ли нужна дорожная разметка?
Дорожная
разметка – благо. Давно замечено, что наличие дорожной разметки повышает
безопасность движения. Увы, в условиях невысокого качества дорожного полотна
(читай: ямы и колдобины) и узких улиц (про Москву не говорим) разметка полос
выглядит насмешкой. Сразу появляются пробки, как из-за наличия самой разметки
(ГИБДД начинает пасти нарушение рядности), так и из-за процесса нанесения
разметки (дорожники выполняют эти работы днем, парализуя движение). Сама
разметка на узких улицах быстро (за 1 месяц) стирается полностью. Большую часть
года разметка вообще не видна, так как скрыта под слоем льда, снега и грязи.
Поэтому, водители воспринимают возню с разметкой, как издевательство или как
«отмывание» денег. Между тем, на узкой двухполосной
дороге водители не нуждаются в разметке, так как легко и точно определяют
полосу «на глазок». Пожалуй, какую-то положительную роль играет лишь сплошная
линия, разделяющая потоки с встречным движением. Она и изнашивается гораздо
меньше.
Вывод: разметка полос движения на дорогах, имеющих две
полосы движения в каждом направлении, неэффективна и наносит вполне
определенный экономический ущерб и ухудшает условия движения. Эффективна лишь
разметка линии, разделяющей встречные потоки.
Глава 9. Вертикальная разметка гораздо эффективнее.
В
темное время суток на наших темных улицах (и на загородных дорогах) происходит
достаточно много аварий (иногда тяжелых) из-за выезда автомашины с проезжей
части и наезда на какое-либо препятствие. Механизм этих аварий всегда один и
тот же. В темноте водитель ориентируется только по краю проезжей части. В месте
сопряжения примыкающей дороги, разветвления, развязки и т.д. край проезжей
части меняет направление, что вводит водителя в заблуждение и может привести к
аварии.
Вывод: вместо бесполезной разметки полос, лучше выполнить
вертикальную разметку в местах изменения направления движения дороги,
примыкания дорог и т.п., отметив черно-белыми или черно-желтыми полосами
бортовые камни и другие выступающие элементы.
Продолжение: http://www.ecoport.narod.ru/pr4.htm
|
|