Э к о п о р т

 

 

 

Острое.

В разделе «Острое» помещены полемические заметки, которые могут вызвать у определенной аудитории протест и даже агрессию. Но все нижеследующие тезисы тщательно выверены, полностью логичны и на самом деле отвечают самым высоким моральным критериям. Надо только посмотреть на них непредвзято…

 

Тема 2:

Партизанские действия – тяжкое военное преступление.

Выросшие на советской патриотической литературе, мы всегда считали партизан, подпольщиков героями, а участие гражданского населения в партизанском движении – важным элементом борьбы с врагом.  Мы искренне смеялись над недотепой Наполеоном, который, не поняв исторического значения  «дубины народной войны»,  упрекал русского царя в том, что русские-де воюют не по правилам: прячась под видом мирных жителей, они грабят французские обозы и убивают солдат. Мы восхищались отважной подпольщицей, которая, устроившись в офицерскую столовую, отравила крысиным ядом несколько десятков вражеских солдат. Гордились комсомольцем, который, пробравшись на чердак, ловко метнул гранату в окно немецкого штаба. Сколько раз мы читали о подвигах юных партизан-разведчиков, складывающих разноцветные камешки (семечки, картофелины и т.д.), чтобы передать потом командованию закодированную таким образом информацию о немецких танках и орудиях. Урон, наносимый противнику такими действиями, был значительным. Неудивительно, что и расправа над пойманными партизанами была скорой и жестокой. Нет никакого сомнения в мужестве партизан-подпольщиков. Но времена изменились. И возможно, применительно к нашему времени, пришла пора переосмыслить отношение к такому явлению, как участие гражданского населения в партизанском движении.

Поводом к такому переосмыслению стали крупнейшие события последних десятилетий: Афганистан, Чечня, 11 сентября.

Ветераны Афганистана и Чечни могут рассказать истории, абсолютно аналогичные тем, что описаны в патриотической литературе: и про девушек-отравителей, и про подростков, метающих в солдат гранаты и устанавливающих фугасы, и про маленьких мальчиков-пастушков, ведущих наблюдение за передвижением российских войск. Не говоря уже о «шахидках». Таким подвигам мы не умиляемся?  «Спец», способный в одиночку справиться с десятком вооруженных солдат противника, в каждом встреченном «мирном жителе», старике, женщине, ребенке, за каждым «мирным» дувалом вынужден видеть смертельную угрозу для себя и своих боевых товарищей. Майор ВДВ, прошедший кажется все горячие точки мира, оказался в Афганистане. Пожалев и накормив голодного 10-летнего афганского пацана и перевязав ему пораненную ручонку, только и успел – повернуться к нему спиной, как прозвучал выстрел. Сколько таких историй в воспоминаниях ветеранов. Ну а дальше – понятно: пацана пристрелят, аул сотрут с лица земли… Огромные потери среди мирного населения в период военных действий во многом связаны с действиями партизан: военным в этом случае просто не оставляют выбора. Если из «мирного» села по военным ведется огонь, то от неизбежного ответного огня пострадает прежде всего  мирное население, женщины, дети. Получается, что отважные партизаны прячутся за спинами этих самых женщин и детей и подвергают их смертельному риску.

Здесь вопрос стоит не о том, справедлива или нет борьба, которую ведут партизаны. Любая война – зло. Но если уж боевые действия ведутся, то воюющие стороны вынуждены соблюдать хоть какие-то общечеловеческие нормы, даже если  это захватчики, вторгшиеся на чужую землю. Армии ничего не стоит уничтожить все мирное население на контролируемой территории или в районе боевых действий, но она обычно этого не делает, считая своим противником только солдата вражеской армии. Если же среди мирного населения появляются «партизаны», которые наносят армии вполне боевые потери и потом растворяются среди мирного населения, то у армии появляется необходимость проведения карательных операций (как их не называй, хоть зачистками). Немцы в период второй мировой войны просто сжигали «партизанские» села вместе со всеми жителями, так как нет возможности избирательно воевать с партизанами, прячущимися среди мирных селян. Аналогично поступали иногда и американцы во Вьетнаме. Оправдать такую жестокость нельзя, но понять - можно.

В качестве примера можно привести наиболее известный факт расправы армии с мирным населением, поддерживающим партизан – трагедию вьетнамской деревни Сонгми. Выбор примера может показаться странным – действия роты лейтенанта Келли оценены  во всем мире, как военное преступление, ничем не оправданная и непостижимая жестокость. Но именно этим и ценен этот пример, что он показывает, как обычные парни, поставленные партизанскими действиями населения в абсолютно безысходную ситуацию, превращаются в убийц. Очень хорошо показывает этот пример и истинное лицо партизан.

Итак, в декабре 1967 года рота «Чарли» численностью 150 человек под командованием лейтенанта Келли прибыла во Вьетнам. Перед подразделением была поставлена боевая задача по уничтожению вражеского батальона. В течение двух месяцев блужданий в джунглях хорошо подготовленное подразделение так и не смогло обнаружить неуловимый батальон. Зато потеряло почти 50 человек от действий боевиков-партизан. Противостоять партизанам было невозможно: после нападений боевики укрывались в многочисленных деревушках, сливаясь с массой мирных жителей, которые укрывали их, рискуя вызвать репрессии со стороны американских войск.  Не слишком известен, однако, тот факт, что вьетнамские  крестьяне не могли воспрепятствовать партизанам использовать деревни в качестве партизанских баз, так как в случае отказа "свои" тоже грозили им смертью. Таким образом, деревенские жители являлись для партизан «живым щитом».  В воспаленном воображении измотанных постоянным страхом и ненавистью солдат роты "Чарли" все вьетнамцы поголовно стали врагами. И вот 15 марта 1968 года подразделение атаковало «партизанскую» деревушку Сонгми (по злой иронии судьбы жители Сонгми как раз и не были ярыми сторонниками Хо Ши  Мина), при этом в ходе «зачистки» было уничтожено около пятисот мирных жителей – в том числе женщин и детей. Потом было следствие и суд, признавший акцию преступной. Но надо также признать, что в неменьшей степени в этой трагедии повинны и вьетконговские партизаны, прячущиеся за спинами мирных жителей.

Вообще, силовое принуждение местного населения к сотрудничеству и использование его как маскировку и живой щит  партизаны использовании всегда и везде – и буры в Южной Африке, и Хезболла в Ливане, и Хамас в Палестине, и, будем честными – отряды легендарного Ковпака на Украине.  Из истории Великой Отечественной войны широко известны факты массовой поддержки населением партизан и факты зверств оккупантов  по отношению к мирному населению, поддерживающему партизан. Куда менее известны многочисленные факты мести партизан за отказ от оказания помощи, а также нередкие случаи выдачи местными жителями прячущихся в селах партизан и солдат карателям. Этих жителей можно осуждать, но по большому счету – это всего лишь малодушная, но понятная человеческая реакция, вызванная противоестественной ситуацией и страхом за свою семью. Противоестественность ситуации в том, что вооруженный человек, вступивший в борьбу с врагом, вместо того, чтобы воевать с врагом «военными» методами (а уж если прятаться, то как положено военному – в «оборонительных сооружениях», «укрытиях» и в «складках местности»), прячется за женскими и детскими спинами, подвергая невооруженных и невоюющих людей смертельному риску, зачастую еще и угрожая расправой в случае отказа в укрытии. Кстати и добровольное сотрудничество мирного жителя с партизанами, то есть без угроз с их стороны – не меньшее зло, так как, рискуя собой, такой житель подставляет под расправу и  все село.

Драма: жительница украинского села выдала карателям прячущегося в селе партизана и спасла от неминуемой смерти от рук карателей десятки и сотни жителей села – в основном стариков, женщин и детей. Была казнена партизанами. Но жители того села благодарны ей до сих пор, что никак не укладывается в рамки государственной идеологии. В этом и драматичность ситуации: если встать на иную точку зрения, на которую намекает государственная идеология, то надо  признать, что государство мобилизовало на войну женщин и детей, даже новорожденных.

Кстати, речь идет не только о советской или российской идеологии. Сочувственное отношение большей части человечества к народному сопротивлению сформировалось за века национально-освободительных войн, что воплотилось в конечном итоге в положения Женевской Конвенции 1949 года, которая по сути признала вооруженное гражданское население т.н. «комбатантами», то есть лицами, имеющими законное право участвовать в боевых действиях и пользоваться всеми правами военнослужащего, в том числе и правом на гуманное отношение в случае пленения. Одновременно Конвенция  (хотя и в довольно запутанной форме) запретила вооруженным силам наносить удары по гражданским объектам, даже если на их территории действуют комбатанты. Правда, та же Конвенция обязала и гражданских комбатантов соблюдать определенные правила, которые бы позволяли противной стороне вести с ними борьбу, не нанося чрезмерного ущерба невоюющему населению. Так, согласно ст. 44 Дополнительного протокола I, комбатант, с тем, чтобы отличаться от гражданского населения, должен открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие. Но именно об этом как-то не принято вспоминать. Поэтому, когда ливанские «комбатанты» неприцельно обстреливали израильские города из ракетных установок, размещенных в здании детского сада, то это никого не возмутило, хотя здесь нарушены п.7 Ст. 51 (запрещающая использовать население в качестве живого щита) и п.4. той же статьи (запрещающая неизбирательные обстрелы населенных пунктов). Зато, когда израильтяне ответным точечным ударом поразили огневую точку, разрушив при этом и детский сад, это вызвало возмущение во всем мире. То есть получается, что гражданский комбатант и вооруженные силы в общественном мнении находятся в абсолютно неравном положении, мало того, для военных оно безвыходное: «партизан» может наносить удары, прячась за живым щитом, а военные ответить не могут.

Надо только помнить, что в течение многих веков такого неравенства не было. Во время многочисленных войн население иногда поддавалось силе, иногда отчаянно сопротивлялось. Но никому не приходило в голову осуждать военных за ответные репрессии против гражданского населения, так как все понимали, что сопротивление наказуемо. Иногда уничтожались целые народы до последнего человека. С развитием общества право населения на вооруженное сопротивление было возведено в абсолют, а любые ответные действия военных  оказались вне морали и закона.

… Терроризм признан во всем цивилизованном мире врагом №1 человечества. Однако, в определенном смысле, именно гуманистическая общественная идея и создала этого монстра, пестуя и опекая партизанщину. Вспомним, что Бен Ладена американцы тоже когда-то считали партизаном. Согласно нашей идеологии, чеченские боевики, захватывающие роддома и школы, и взрывающие военные машины на дорогах – террористы или, по официальной формулировке – члены незаконных вооруженных формирований. И наши официальные лица обижаются, когда зарубежные газеты называют тех же чеченцев партизанами и повстанцами. Зато наши официальные лица называют партизанами палестинских и иракских боевиков, которые взрывают американских и израильских солдат заодно с мирными жителями и пуляют сотни ракет по мирным городам по принципу «куда Аллах пошлет». Спорить, кто здесь прав, кто нет,  можно до бесконечности. Вот некий «комбатант» в крестьянской одежде тайно ставит фугас на дороге, не зная, кто первым проедет – БМП или крестьянская арба. Кто он – партизан или террорист? Это может быть курд, борющийся за создание независимого Курдистана. Житель Ирака, протестующий против нахождения в стране американских войск. Афганский крестьянин, защищающий посевы опийного мака. Религиозный фанатик, борющийся за всеобщее ношение хиджаба. И так далее, и так далее. То есть, сама по себе формула цели борьбы – не гарантия справедливости. Оказывается, гораздо важнее – метод борьбы.

Все встает на свои места, если признать, что в современном мире партизаны и террористы – одно и то же. Их объединяет то, что все они маскируются под мирное население и  прикрываются им как живым щитом.

В последнее время появились целые государства, для которых партизанская война стала основой государственной политики. В руки террористов-партизан попадает все более и более мощное оружие…

Таким образом, следует признать, что партизанские действия, во-первых, аморальны, так как партизаны прячутся за спинами женщин и детей, во-вторых они противоречат нормам международного права, так как провоцируют войска на жесткие действия против невоюющего населения и приводят к массовой гибели мирного населения, в третьих они представляют собой терроризм, который в наше время является главной угрозой цивилизации.

Самым большим открытием является то, что при внимательном прочтении Женевской Конвенции и дополнительного  протокола к ней, оказывается, что в действительности Конвенция запрещает партизанские действия! Действительно, согласно процитированным выше пунктам Дополнительного протокола, а также еще ряда положений Конвенции, население имеет право участвовать в боевых действиях (пусть даже и диверсионных), но –  только явно и организованно: находясь под единым командованием, не маскируясь под мирного жителя, не пряча оружия, имея форменную одежду или отличительный знак, и самое главное  - за пределами мест компактного нахождения невоюющего населения. Нетрудно заметить, что обычаи партизанской войны этим требованиям не отвечают ни в малейшей степени. Речь  идет скорее об ополчении.

И в то же время приходится признать, что прописаны соответствующие положения Конвенции недостаточно четко, а во-вторых, отсутствует ответственность за нарушение этих требований. Поэтому необходимо внести в Женевскую Конвенцию необходимые конкретные дополнения:

- дать определение понятию «партизанские действия» и указать отличия от понятия «ополчение»,

- признать участие гражданского населения в боевых действиях в форме партизанского движения, а также принуждение гражданского населения к такому участию, военным преступлением и актом терроризма, независимо от того, на чьей стороне ведется борьба,

- признать вовлечение несовершеннолетних в боевые действия в форме партизанского движения тяжким военным преступлением и преступлением против человечности.

Не менее важным является признание обществом противозаконности и аморальности партизанских действий, снятие ореола романтизма и жертвенности с вооруженных лиц, совершающих свои подвиги под прикрытием живого щита. В то же время, понятно, что в большинстве случаев это не должно относиться к событиям, состоявшимся до принятия этих дополнений, так как пересмотр отношения к событиям прошлого возможен только по прошествии длительного времени.

 

М.Седогин

 

На главную страницу

 

TopList

 

Hosted by uCoz