14.03.01 г.
Сергей Кара-Мурза:
певец эпохи коммунистических мифов.
Наша действительность достала всех. Ну, ни одной сферы жизни
нет, где можно было бы сказать: вот хотя бы здесь все относительно нормально и
можно перевести дух. И вот уже даже самые демократически настроенные граждане
нет-нет, да и вспомнят добрые старые времена, когда “все было дешево”. И тут
очень кстати оказываются весьма талантливо написанные опусы профессора-химика
Сергея Кара-Мурзы (“Интеллигенция на пепелище родной
страны”), представленные, в том числе, и в интернете.
Беспощадная и великолепная критика. Но увы, ничего
позитивного взамен не предлагается. Назад, во времена Политбюро ЦК КПСС.
Конечно, московский профессор в те времена жил очень
хорошо, но он не мог знать, как жил народ. А у меня, и у миллионов других
людей, память о тех временах другая. Я не был диссидентом, меня не преследовала
тоталитарная система, но все прелести плановой экономики мы узнали на себе. Что
такое нехватка продуктов, одежды, простейших вещей, жилья. И как унизительно,
когда ты ничего не можешь сделать, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь своих
детей (потому что тебе ЗАПРЕЩАЮТ это делать).
То, что пишет, с ностальгией, С.Кара-Мурза о советских
временах, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Получение жилья по
очереди за 6 лет? В 1980 году? Ну, ну... Как говорил один библиотекарь:
фантастика - в соседнем зале. Шокирует неожиданно агрессивный подход Кара-Мурзы в описании жизни в капиталистических
странах. Бедные, бедные капиталисты. Как будто опять возвращаешься в 70-80
годы, а на трибуне - лектор обкома КПСС с лекцией о язвах капитализма. Есть
такая книжка-учебник английского языка тех времен. Там автор описывает поездку
по Лондону на трамвае. Полные витрины, чистые улицы, улыбающиеся люди. Как же
обойтись без идеологии? И пишет: это не настоящий Лондон. А настоящий - в Ист-энде, где трущобы, тысячи нищих и бездомных, голод,
болезни. Автор пишет так ярко, со знанием дела. Да
уж... Вот только трамваев в Лондоне с 1962 года нет. (Пишут, что
собираются пустить в 2003 году).
Будучи в Лондоне, я случайно попал в тот самый Ист-энд (решил побродить по окраинам). Иду, на шее - дорогая
видеокамера. Улица пустынна, а навстречу - два негра угрожающего вида. Ну,
думаю - все, плакала моя камера. А два негра прошли мимо, сели в автомобиль,
который дороже моей камеры в 1000 раз, и уехали... Конечно, Ист-энд
все-таки существует, но, считаю, профессор явно не рассчитал аудиторию и время:
сейчас все-таки не 1975 год.
Так
что обидно, что отличный писатель-публицист зря растратил талант: назад во
времена КПСС он никого не увлечет. А другого пути он не предлагает. Все-таки он
- певец коммунистических мифов. Интересно, ведь он сам признает, что именно
верхушка КПСС захватила власть в новой России периода дикого капитализма.
Посмотрите в книжки "Кто есть кто?" Большинство «новых русских»,
ограбивших страну - это «старые коммунисты». Быстро перестроились.
…
Так что, не надо перебарщивать. Если уж вспоминать, то с максимальной
точностью. Можно конечно поднять советские статистические справочники, старые
газеты. Я не собираюсь детально
полемизировать с уважаемым профессором. У него есть своя устойчивая аудитория. Есть и специальный форум, где можно было бы
поспорить, если бы захотелось. А я просто привожу ряд достаточно характерных
картинок из прошлого. Каждый, кто жил в эпоху «развитого социализма», уверен,
может рассказать множество подобных
картинок. И это нужно делать, чтобы на фоне нынешних трудностей, времена СССР
не обрастали мифами и легендами «о счастливой жизни советского народа».
Миф
первый: “Раньше все было дешево!”
Как-то году в 1980 к нам в Куйбышев (ныне Самара), в институт, приехал московский профессор. И надо же было такому случиться: прямо на вокзале у профессора оторвалась подметка у ботинка. Напрочь. Кое-как подвязав ее бечевкой, профессор отправился с нами по крупнейшим обувным магазинам (в том числе ЦУМ «Самара», благо он рядом с вокзалом). Конечно, у себя в Москве он решил бы эту проблему в два счета. Но чем могли ему помочь мы - встречающие - студент и шофер? А в магазинах из обуви были только САНДАЛЕТЫ, почему-то жуткой пятнистой зелено-коричневой камуфляжной окраски, и черные резиновые калоши. И все! Калоши по форме, правда, напоминали туфли. Стоили они действительно дешево. Так и щеголял профессор всю неделю по летним куйбышевским улицам в калошах. Профессор воспринял ситуацию с калошами, впрочем, с юмором. Конечно, нельзя сказать, что все мы ходили в калошах. В основном отоваривались, по мере необходимости, на “барахолках” (“цыганках”, “болгарках”), где все было втридорога. А чтобы купить такие “предметы роскоши”, как холодильник или (аж дух захватило) прибалтийскую стенку, тщательно разыскивали родственников - ветеранов ВОВ.
Миф второй: “Ну, зато питались-то все мы тогда гораздо лучше!”
... В середине 80-х (или это уже не классическое советское время?), когда прилавки магазинов были пусты, а все мы тонули во всевозможных талонах, как-то встала задача купить моему маленькому сыну немного сливочного масла. Надо сказать, что талоны на масло мы получали исправно, да только они “прикреплялись” к вполне определенному магазину, где масла не бывало по полгода. Помаявшись в бесплодных походах в пустой магазин, отправился на рынок, который всегда “отоварит”, хотя и дорого (для зарплаты молодого инженера), но зато без талонов. На всем рынке масло было только в одном месте, где уныло топталась очередь человек пять. Масло выглядело не очень, но другого не было, и пришлось купить грамм 300-400. Дома покупку развернули: масло представляло собой водянистые комочки, горьковатые на вкус. ...Хотелось плакать от бессилия и отчаяния.
… 1978 год. В городе еще зачем-то сохранилось несколько магазинов с вывеской «Мясо», хотя продают там только спички и кулинарный жир. В магазине топчутся редкие покупатели и два … негра (как они оказались в закрытом Куйбышеве, непонятно). Негры хохочут, показывая пальцами то на прилавки, но на нас – «покупателей», в глазах – презрение. Все пространство внутри стеклянных прилавков-витрин заполнено фигурками ежиков, выполненных из комков кулинарного жира, утыканных спичками.
На самом деле на морские курорты ездили в основном партийные и профсоюзные боссы (с семьями и любовницами). Инженер или рабочий мог получить путевку на Юг только из рук того же профсоюзного босса, как некую награду. Моя мама, отработавшая на заводе контролером ОТК более 30 лет, действительно один раз была в Сочи. В январе.
… Зато Москву «простые советские люди» ездили частенько: когда по делам (в командировку), а чаще – за продуктами и одеждой. Всегда удивляла одна и та же ситуация: в гостиницах мест не было никогда. Гостиницы между тем стояли полупустыми. Объяснение напрашивается единственное: проживание советского человека в гостинице приучает его к буржуазному образу жизни, поэтому – мест нет. Наши гостиницы были – на Краснобогатырской, где некоторые старушки пускали в свои однокомнатные квартиры на постой по 5-10 человек (беря за ночь в 2 раза дороже, чем в гостинице).
Приехав как-то в командировку, решил все-таки во чтобы-то ни стало поселиться в гостинице. Дело в том, что при мне был служебный пистолет (некоторые работники института имели право свои «секретные материалы» перевозить без военизированной охраны, для чего в институте имелось определенное количество ПМ и револьверов выпуска 1931 г.). В организации пистолет на хранение в этот раз не приняли, как и в милиции, куда я обратился (а действительно, какое дело милиции до того, что кто-то должен болтаться по улицам с пистолетом, не имея ночлега). Перспектива ночевки у старушки на Краснобогатырской не прельщала: на постой останавливаются люди разные, и можно утром проснуться без пистолета (с соответствующими последствиями). Но в московских гостиницах администраторы смотрели на меня как на идиота: не иностранец, не партийный босс, и даже не кавказец, и в гостиницу? (Про кавказцев – особая история, у них проблем не было. Теоретически, за взятку можно было бы поселиться, но администраторы гостиниц во всех русских, предлагающих взятку, подозревали милиционеров, а кавказцы на этот счет всегда были вне подозрений). И даже слезная просьба, с изложением проблемы не сданного на хранение пистолета, не возымела никакого действия. Впрочем, выход я тогда нашел (подсказала администратор): поехал в Домодедово и купил авиабилет на следующий день (который утром сдал) и – поселили на ночь. Абсурд.
Миф четвертый: мы получали жилье
бесплатно,
жилищное строительство росло год от
года.
С цифрами квадратных метров ежегодного ввода жилья, которые приводит Сергей Кара-Мурза, даже спорить неохота. Когда-то я этими цифрами очень серьезно занимался (по причине личной жилищной проблемы) и до сих пор помню их наизусть. За каждый советский год. С начала 70-х годов количество введенных квадратных метров не росло, а только падало.
Моя семья в начале 80–х годов стояла сразу в трех очередях на жилье (это допускалось). И за 6 лет наши номера в этих очередях не только не приблизились к началу (именно 6 лет Кара-Мурза упоминает, как время продвижения по очереди), но даже отодвинулась. Можно было бы получить жилье через ЖСК (жилищно-строительный кооператив)? Увы, очередь на кооперативную квартиру «двигалась» еще медленнее. К этому времени ЖСК умерли. И неудивительно: система не могла допустить, чтобы человек что-то делал для себя сам, в том числе и кооперативную квартиру. Так что ЖСК в советские времена были обречены.
Можно было бы как-то заработать кучу денег и купить квартиру у какого-нибудь владельца в ЖСК? Ну, заработать было непросто. Государство тщательно следило, чтобы советский человек, даже работая на двух работах, получал зарплату как за одну, на то был специальный экономический механизм. Но дело не в этом. Хозяин кооперативной квартиры имел право продать ее только в ЖСК, а там уже та же очередь.
Можно было бы снять жилье? Нет, нельзя. Согласно законодательству того времени это была бы спекуляция жильем. Человека, сдающего квартиру, могли посадить, а квартиру отобрать.
P.S.
Продолжение, понятно, следует. Картинок из прошлого у каждого достаточно.
Ну а причем же здесь Сергей Кара-Мурза? Просто книги его навевают воспоминания.
P.P.S. Вот ведь специально
подчеркнул вначале, что пишу все это не для того, чтобы ввязываться в «ученые»
споры участников форума имени «Сергея Григорьевича», так как не вижу смысла
спорить с фанатиками. А поди ж ты, удостоился в их
переписке нескольких весьма бранных эпитетов, из которых «…еще один недоедший колбасы» - самый безобидный. Даже захотелось
хлестко ответить чем-нибудь под названием «Обожравшемуся
колбасой от недоедшего колбасы». Но зачем? Прячущиеся
под ничего не говорящими кличками-«никами» дети и внуки престарелых Швондеров,
не умеющие чего-либо добиться своим трудом, только и способны ныне с
ностальгией вспоминать времена «развитого социализма», о которых они очевидно
знают только по меню обкомовских столовых и распределителей.
А
вот самому «Сергею Григорьевичу» можно только с сожалением попенять, что своим
бесспорным талантом публициста он превратил часть читателей в собственных
адептов, не способных на сколько-нибудь адекватное мышление в условиях
меняющегося мира и только и делающих, что молящихся своему Гуру.
М.Седогин