25.12.00

ЭКОПОРТ

 

Почему наши города такие грязные?

Чтобы сделать их чище – надо изменить

взаимное расположение газонов и тротуаров!

Что больше всего поражает в поездках по европейским странам – это непривычная чистота дорог и тротуаров, аккуратные зеленые газоны. Почему у нас не так? Только ли климатические условия виноваты?

Для борьбы с грязью и пылью используется специальная дорожная техника - поливо-моечные и щеточные машины. Однако, в существующих в городе условиях эффект от их работы невелик.

Источниками появления пыли и грязи (в дождливую погоду) на дорогах являются:

- вынос грязи на колесах со строек и грунтовых дорог;

- плохо заделанные вскрытия;

- грязные обочины, не отделенные от дорожного полотна бортовым камнем;

- остатки песчано-солевой смеси , сохранившиеся с зимнего периода эксплуатации дороги;

- продукты износа дорожного покрытия и авторезины;

- грунт и песок с газонов.

 

Последний из перечисленных источников является наиболее значительным. Учитывая это, дорожники и Горзеленхоз как правило устраивают газон таким образом, чтобы уровень засыпки грунта (чернозема) был ниже верхней кромки бортового камня.

Однако уже на следующий год, после периода зимней эксплуатации дороги, часть газона, примыкающая к дороге, оказывается засыпанной песчано-солевой смесью выше уровня бортового камня, что приводит к угнетению растительности (травы и деревьев), а также к “сползанию” этой сильно пылящей смеси на проезжую часть, откуда она (как и с газона) легко поднимается в воздух. Дополнительной сложностью является отсутствие техники для очистки газонов, при необходимости приходится просто “срезать” наслоения грязи с газона и восстанавливать зеленое покрытие.

 

 

Основная причина запыленности дорог, тротуаров и газонов в неудачном их взаимном расположении.

Традиционно, газон располагается между автодорогой и тротуаром. К чему это приводит, понятно из вышесказанного. Положительных мотивов для такого расположения практически не осталось. Придорожные тротуары не используются для прогулок (для этого существуют бульвары и скверы), их задача - дать возможность пешеходу добраться до остановки общественного транспорта (100-200 м) или до места парковки своего автомобиля, остановить такси и т.д. В связи с этим вряд ли необходимо “защищать” пешехода от дороги хилым газоном. Зато недостатков у “традиционного” размещения газонов предостаточно (даже и помимо санитарно-экологических). Например, если житель или гость города, следуя на своем автомобиле или на такси, пожелает остановиться у обочины, чтобы зайти в магазин, то ему и его пассажирам ничего не остается, как только высаживаться прямо на газон (т.е. в сырую погоду - в грязь!) , т.к. все обочины, имеющие асфальтовое покрытие, за редким исключением, запрещены для остановки Правилами дорожного движения, т.к. они представляют собой:

а) зону остановки общественного транспорта,

б) зону пешеходного перехода,

в) 15-метровую зону перекрестка.

Есть и еще одна неприятность в традиционном размещении тротуара. Отделенный от дороги газоном, он зачастую вплотную приближается к стенам домов, что опасно для пешеходов (с крыш падают сосульки, с балконов и окон могут упасть какие-либо предметы). Для жильцов 1 этажа пешеходы под окнами также нежелательны.

Для предотвращения попадания грунта с газонов на дороги и облегчения уборки дорог, тротуаров и газонов предлагается использовать опыт Канады, Англии и некоторых других стран в решении этой проблемы. Это почти не потребует затрат, но необходимо перейти от традиционно-российского стандарта размещения основных элементов благоустройства улиц, к западному.

Тротуар должен иметь достаточную ширину и размещаться у края дороги, а газон - занимать пространство от тротуара до стен домов. При возможности, можно разместить и 2 тротуара, но необходимо установить, что в любом случае край автодороги должен граничить не с газоном, а с тротуаром.

При их размещении необходимо учесть, что край дороги и часть тротуара в зимнее время будет занята “валом” из убираемого с дороги снега. Который, впрочем, при таком размещении убирается гораздо легче, чем при традиционном размещении вала на газоне. (Добавим еще, что действующими правилами благоустройства складирование отвалов снега на газон запрещено. Так что традиционное размещение газона у дороги вообще противоречит законодательству). Если ширина газона менее 1,5м, то лучше вообще от него отказаться, т.к. при таких размерах он затаптывается, превращается в место скопления пыли и мусора, а трава на нем все равно не растет. В таких местах вместо устройства газонов выполняется оконтуривание приствольных кругов у деревьев (если они есть) бортовым камнем и засыпкой этих кругов (или квадратов) черноземом и мульчей. Иногда на таких узких полосах земли разбивают клумбы, но они требуют конечно большей защиты и ухода.

Преимущества такого метода очевидны (и это подтверждено опытом многих стран):

Реализация этого предложения имеет и вполне определенный экономический эффект. Сколько чернозема подвергается необратимому загрязнению и через 2-3 года срезается и затем вывозится на свалку! Чтобы на его место завезти новый. Ущерб от повышенной аварийности на городских дорогах из-за грязи, забрызгивающей лобовые стекла и фары, вообще не поддается оценке.

 

М.Седогин


На главную страницу

Hosted by uCoz