28.11.2000 г.

ECOPORT

 

ГИБДД. Куда идут штрафы?

Куда идут штрафы, собираемые на дорогах? Ответственные лица из Главного управления ГИБДД отвечают на этот вопрос на страницах газет всегда одинаково уклончиво: ну как куда? Туда, в этот, как его, бюджет. Журналисты обычно дальше не развивают эту тему. А зря. Можно найти много интересного. Стоит взглянуть повнимательнее на расчетный счет, на который водители перечисляют суммы штрафов (естественно расчетный счет можно обнаружить, если оплата штрафа производится по протоколу, а не на месте).

Вообще-то по законодательству (Административный кодекс, Закон о местном самоуправлении) штрафы за нарушение правил дорожного движения должны целиком поступать в местный бюджет. Который может направлять определенные суммы на укрепление материального положения ГИБДД. Но на практике штрафы зачастую сразу поступают на расчетный счет районного отдела милиции или непосредственно ГИБДД, минуя местный бюджет. Казалось бы, какая разница? Просто ликвидировали промежуточную стадию размещения сумм штрафов на счете местного бюджета. Но не все так просто.

Во-первых, при этом нарушаются сразу три Закона РФ, в том числе Закон о милиции, который запрещает финансирование милиции из любых источников, кроме бюджетных (за исключением охранных работ по договорам, но это к данному вопросу не относится).

Во-вторых, дофинансирование милиции (и ГИБДД) должно осуществляться по сметам, то есть по расчетной необходимости, для этого и существует специальная строка в местном бюджете. Перечисление сумм штрафов сразу на счет ГИБДД превращает этот государственный орган в хозрасчетное предприятие, что недопустимо.

В третьих, при этом резко искажается суть, цели и задачи ГИБДД. Эффективность работы инспектора начинает измеряться не порядком на дороге, не отсутствием пробок и аварий, а количеством “реализованных” штрафных талонов. В результате этого, опасные места на дорогах (неисправные светофоры, трудноразличимые дорожные знаки, пробки и т.д.) интересуют инспектора лишь с точки зрения возможности более эффективного сбора штрафов. Около 10% всех ДТП вообще совершаются вблизи передвижных постов ГИБДД, зачастую самим своим расположением создающих опасную ситуацию.

Можно продолжить и в четвертых и в пятых.

Понятно, что методика “самофинансирования” ГИБДД родилась не от хорошей жизни. Задержки с выплатой зарплаты, нехватка бензина и запчастей – короче, все “прелести” зависимости от бюджетного финансирования – вот что подвигло местных руководителей ГИБДД и местного самоуправления “протолкнуть” (где официально, а где явочным порядком) “упрощенный” порядок движения сумм штрафов, минуя местный бюджет. Федеральные власти, оказавшиеся неспособными содержать свои службы, по сути сами обрекли их на поиск “прокорма” на подведомственной территории.

Объяснение причин, однако, не может служить оправданием нынешнего противоестественного положения. Не странно ли: у нас самая свирепая и многочисленная в мире дорожная полиция, а на дорогах – полный бардак. Обещанная главным “гаишником” России Федоровым эра сотрудничества работников ГИБДД и водителей в интересах повышения безопасности движения останется мифом до тех пор, пока не будет ликвидирована экономическая зависимость ГИБДД от собираемости штрафов.

Уж лучше просто установить дополнительный ежегодный сбор с водителей, это будет более законным и, безусловно нанесет меньший вред дорожному движению. Пока же эффективность работы ГИБДД можно оценить в 5-10%. То есть 9 из 10 работников ГИБДД не влияют положенным образом на безопасность движения, а работают на обеспечение функционирования системы самой ГИБДД.

P.S. из 2003 года: Статья написана в 2000 году и  в настоящее время не слишком актуальна. Как всем известно, теперь гаишники не тратят время ни на штрафные талоны, ни на протоколы. Имеется ли сейчас расчетный счет «для штрафов» в ГАИ – не имеет значения. Расчет упростился к обоюдному удобству водителя и работника ГАИ: остановленный за какое-то нарушение водитель просто кладет на сиденье «гаишной» автомашины 50 рублей и продолжает путь, обычно даже не предъявляя водительского удостоверения. Вятские гаишники, которые, согласно «Комсомольской правде», полтинников с водителей не берут, а сразу оформляют дело о попытке дачи взятки, воспринимаются большинством водителей, как «оборотни в погонах». И как ни странно, в существующих условиях нашего «зазеркалья», это так и есть… Такая вот метаморфоза.

P.S. из 2012 года: В настоящее время реквизиты для уплаты штрафов содержат номер счета в Управлении федерального казначейства. Однако областное УВД все равно там указывается. Что это означает, обычным людям неизвестно. Куда же идут штрафы?


На главную страницу

e-mail

Hosted by uCoz