Раздел: Экология. Городское хозяйство.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ АВТОДОРОГ - ПУТЬ К СНИЖЕНИЮ ЗАГАЗОВАННОСТИ ВОЗДУХА
Известно, что доля автотранспорта в загрязнении воздуха в городах превышает 60% от общего объема загрязнений, что делает эту проблему чрезвычайно актуальной и трудноразрешимой в силу быстрого роста числа автомобилей. Между тем, опыт показывает, что уровень этих загрязнений зависит не столько от количества автомобилей, сколько от пропускной способности автодорог: наибольшие, часто экстремальные, загрязнения воздуха всегда наблюдаются в зоне скопления медленно движущегося транспорта, в “пробках”.
Большинство дорог в российских городах имеют две полосы движения в каждом направлении. Поскольку, как правило, из 10 машин, подъехавших к перекрестку, 8 намереваются двигаться прямо, а 2 поворачивают направо или налево, то основной поток автотранспорта оказывается заблокированным двумя машинами, одна из которых вынуждена стоять, пропуская встречный транспорт, а другая - пропуская пешеходов. Машины, следующие прямо, вынуждены при этом совершать опасные маневры, пытаясь перестроиться в несуществующий средний ряд, нередко создавая аварийную ситуацию. “Пробка” на таких перекрестках в часы “пик” (а на некоторых перекрестках - в любое время) образуется обязательно, со всеми вытекающими последствиями, включая высокую загазованность воздуха.
На крупных автомагистралях, для обеспечения поворота на примыкающую дорогу без создания помехи прямоследующему транспорту, часто организуется так называемая “полоса торможения”, представляющая собой специальное уширение дорожного полотна. Этот же принцип, только с учетом условий движения в городе (меньшие скорости), можно использовать и на городских автодорогах.
С целью повышения пропускной способности перекрестков, повышения безопасности движения и снижения загазованности воздуха, предлагается на “проблемных перекрестках” выполнить уширение на 1,5 метра правой стороны проезжей части дорожного полотна (“карман”) на расстоянии 20-25 метров от перекрестка. Уширения на 1,5 м оказывается вполне достаточно, так как в сумме ширина проезжей части будет более 7,5 метров, необходимых для разметки трех полос движения.
В г.Самаре наблюдения за двумя перекрестками, оборудованными такими “карманами” для поворота направо, показали, что, несмотря на высокую загруженность автодороги транспортом, “пробки” здесь не образовывались даже в часы “пик”, а загазованность снизилась в несколько раз. Однако, эти перекрестки являются исключением, при их создании “карманы” появились случайно, по прихоти дорожников. К сожалению, остальные перекрестки в Самаре (как и во многих других городах) – как будто специально спроектированы для создания пробок, без намека на уширение, с малыми радиусами поворота, а то еще и со столбом посреди дороги прямо у ее края. Многочисленные обращения в администрацию города Самары по поводу оборудования “карманами” остальных перекрестков не дали результата. Улицы города по-прежнему загазованы выше всякой меры, водители, стоя в пробках, клянут самарские перекрестки, напоминающие горлышки бутылок. Остается надеяться, что новый дорожный стандарт, предусматривающий уширения проезжей части у перекрестков, уже использующийся в некоторых городах страны, рано или поздно станет нормой для дорожных строителей повсеместно.
М.Седогин