Михаил Ходаренок
Независимое Военное Обозрение, № 47, 2000 г.
ЧЕЧЕНСКИЙ ЛАБИРИНТ: ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД
Прежние формы борьбы с бандформированиями себя исчерпали
ДВЕНАДЦАТОГО декабря 1994 г. началась вторая чеченская кампания.
Многим российским политикам тогда думалось, что через несколько суток на
территории республики будет наведен «конституционный порядок». Однако и через
шесть лет, в разгар второй кампании, можно уверенно констатировать: конца войны
в Чечне пока не видно. В этой связи продолжение силовой политики в существующих
формах представляется малопродуктивным. По существу, ведение
контртеррористической операции превратилось в изматывающее для федеральной
стороны противоборство с практически неосязаемым противником. Становится
совершенно очевидным, что без существенной корректировки способов и методов
проведения операции, тактических и организационно-штатных новаций не обойтись.
ПРАВОВОЕ
ПОЛЕ
Руководствоваться
обычными нормами Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса не части территории государства, охваченной
вооруженным мятежом, - один из вернейших путей воевать в Чечне до скончания
веков. В регионе, раздираемом враждой и ненавистью, где который год уже идет партизанская война, процветает
работорговля и полное презрение большинства населения к положениям федеральных
законов, нужны совершенно иные Правовые отношения. Не понимать этого - хуже,
чем совершать ошибки. Внутренний вооруженный
конфликт в Чечне, к сожалению, далеко не последний из всех возможных на
территории Российской Федерации. И не подавив восстание сепаратистов со всей
возможной решительностью, сурово не усмирив взбунтовавшийся регион, федеральная
власть своим слабоволием, по существу, высевает семена будущих бунтов.
Однако,
чтобы действия Федеральных сил велись на основе соответствующих нормативных
правовых актов, таковые вначале нужно ввести. А в настоящее время ответа на
многие вопросы нет. В частности, какова субъектность сепаратиста, захваченного
с оружием в руках в районе боевых действий, и можно ли расценивать его как
комбатанта? Возможно ли применение статуса военнопленных к той или иной
стороне? И таких проблем множество. Учитывая что конфликт, характеризуемый
отечественной наукой как внутренний вооруженный, к сожалению, далеко не последний
в истории государства, соответствующие нормативные правовые акты должны быть
разработаны в самый короткий срок.
Не
находит разумных объяснений и поведение федеральных властей, увлекшихся в
очередной раз поисками достойного чеченского Дудаева-Автурханова-Завгаева-Гантамирова-Кадырова.
Причем следует признать, последний - наиболее колоритная фигура. И все сюрпризы
для российских политиков, извлекших самозваного «муфтия» из чеченской глубинки,
надо полагать, еще впереди. К серии этих же поступков руководства России
следует отнести почти маниакальные попытки проведения разного рода чеченских
выборов в охваченной пламенем сепаратизма республике. Хотя, по мнению многих
политиков и экспертов, знающих ситуацию в Чечне, что называется, из первых рук,
единственный выход из внутричеченского политического тупика -
генерал-губернаторство со всей полнотой исполнительной, судебной и даже
законодательной власти в руках армейского генерала на ближайшие десять, а то
даже и пятнадцать лет.
ОБЪЕДИНЕННАЯ
ГРУППИРОВКА
Еще никогда
ранее для ведения операций не создавалась более противоречивая группировка
войск (сил) для ведения операций, чем та, которая существовала в Чечне в первую
и вторую чеченские войны. Анализировать деятельность руководства первой
кампанией не имеет смысла по многим причинам, причем весьма далеким от военного
искусства. В целом нет оснований для объективного разбора, поскольку действия
политических и военных руководителей были весьма далеки от каких бы то ни было
планов, норм и правил, причем как с учетом отечественного, так и иностранного
опыта. Таким образом, первая война характеризовалась отсутствием политической и
военной воли руководства, ясно поставленных целей, разбалансировкой сил в
верхах.
Во
вторую кампанию элементарного порядка стало значительно больше. Однако что бы
ни говорили руководители объединенной группировки о полном взаимопонимании
между силовыми структурами в ходе второй войны, значительная часть внутриведомственных противоречий
сохранилась.
В
практике армейских руководителей не один раз отмечались случаи, когда задача,
поставленная генералом из Минобороны представителю МВД, не выполнялась. Ибо
последний докладывал о полученных приказах своему вышестоящему начальнику, а
тот зачастую отменял уже поставленную армейским командиром боевую задачу. Таким
образом, проблемы с управлением (а это самые главные проблемы на любой войне)
до логического завершения на настоящий момент времени так и не доведены.
Один из
самых значительных стратегических просчетов российского руководства заключается
в том, что все созданные для борьбы с сепаратистами структуры имеют временный
характер. Как обычно, российские политики и военные полагали, что справятся с
бунтовщиками и злодеями в самые короткие сроки. Как это обычно и бывало в
истории, результат кавалерийского наскока на чеченцев оказался далеко не таким,
каким его ожидали в российских .верхах. Ибо штурмом взять, скажем, Грозный,
Ведено, Дарго (и даже по несколько раз), или, к примеру, разбомбить под ноль
обнаруженные лагеря сепаратистов в лесах горной Чечни, совсем еще не означает
осушить до дна источник чеченского сопротивления.
Учитывая,
что очередная кавказская война затягивается, причем на неопределенный срок, и
вряд ли будет завершена этой зимой, целесообразно, видимо, формирование
специального Отдельного Кавказского корпуса, предназначенного для
окончательного подавления вооруженного сопротивления сепаратистов. Это
соединение должно обладать особым статусом, особой системой комплектования,
особыми условиями прохождения службы. Видимо, корпус должен быть центрального
подчинения. Пора заканчивать всяческие импровизации с «группировками»,
«направлениями», «отрядами»,
«тактическими группами».
Следует
иметь в виду, что обычная структура общевойсковых армий, корпусов и дивизий не
совсем подходит для ведения боевых действий с подразделениями сепаратистов, тем
более для контрпартизанской борьбы. Поэтому Отдельному Кавказскому корпусу надо
обладать достаточно специфической структурой. Возможно, в своем составе он
должен иметь три основных структурных блока: силы, предназначенные для
разведывательно-поисковых действий в условиях горно-лесистой местности; силы,
предназначенные для проведения зачисток и облав в населенных пунктах, силы
огневой поддержки. И, естественно, весь комплект соединений и частей всех видов
обеспечения.
Боевой
и численный состав кавказского корпуса не должен подвергаться резким изменениям
и постоянной ротации. Необходимо продумать систему периодического вывода частей
и подразделений из районов ведения боевых действий для отдыха и восстановления
боевой способности. Должны быть предприняты все меры, для того, чтобы корпус
был укомплектован добровольцами, умеющими и желающими воевать, приняты все
необходимые меры социального характера, чтобы свести текучесть личного состава
в корпусе к минимуму (а то и к нулю). Ибо результативность российских войск
резко снижает постоянная смена и замена личного состава и офицеров. Что
касается сепаратистов, то они от столкновения к столкновению, от боя к бою
повышают свое боевое мастерство и приобретают опыт ведения боевых действий с
федеральными войсками. И этот фактор в ведении борьбы становится одним из самых
главных.
РАЗВЕДКА
Головной
болью всех начальников при ведении боевых действий стало отсутствие достоверной
разведывательной информации.
Нет
достаточных оснований предполагать, что в настоящее время известны все каналы
поступления незаконно-вооруженным формированиям вооружения, боеприпасов,
медикаментов и другого военно-технического имущества, без которого невозможно
продолжение сопротивления в течение даже месяца, не говоря уже о годах. Не
разрушена пока система возвращения в строй раненых сепаратистов, которая
исправно поставляет в ряды бандформирований накопивших бесценный боевой опыт и
еще более озлобленных воинов. Не разведаны и не поставлены непреодолимые
преграды на путях проникновения в мятежную республику наемников. Но самое
главное - не закрыты каналы, по которым поступает в Чечню «топливо» войны -
доллары. Как только последний денежный ручеек будет перекрыт, действия
мятежников резко пойдут на убыль. В целом приходится констатировать, что
разведка и в первой, и во второй чеченской кампаниях оказалась пока не на
высоте требований.
СХЕМА
ДЕЙСТВИЯ
Ранее,
чаще всего в ходе второй кампании, применялась следующая схема действий
федеральных войск и сил: подразделения Минобороны блокировали район (населенный
пункт) и осуществляли огневое подавление обнаруженных отрядов сепаратистов и их
оборонительных сооружений, а затем его зачисткой занимались спецподразделения
ГРУ Генерального штаба и ВВ МВД. Однако численность и оснащение этих
подразделений не всегда позволяли эффективно выполнить боевые задачи, особенно
в горных условиях. Представим себе только на минуту условия горно-чащобного
леса, да еще после обработки его авиацией и артиллерией: поваленные вековые деревья,
воронки, густой кустарник. Практика показывает. что как бы ни были сильны огонь
артиллерии и бомбоштурмовые удары авиации, часть сепаратистов и в таком, без
всякого преувеличения, аду, уцелеет в убежищах и схронах. Надо или резко
увеличивать численность спецподразделений, что не всегда возможно, или улучшать
их оснащенность разного рода спецсредствами, хорошо известными специалистам.
На
настоящем этапе контртеррористической операции, когда более или менее крупные
бандформирования силами федеральных войск рассеяны и уничтожены, более других
необходимы специальные части для ведения
контрпартизанских действий. Для разведывательно-поисковых действий в
условиях горно-лесистой местности нужны подразделения, уровень подготовки
которых существенно должен отличаться от имеющихся. По своему составу ни
внутренние войска МВД, ни подразделения
спецназа МВД, ни тем более ОМОН и СОБР, не говоря уже о завезенных в
Чечню сотрудниках ГИБДД, к решению таких задач пока не готовы. Даже
спецподразделениям ВВ МВД не хватает еще навыков, в частности, по работе с
топографическими картами (командирам этой формации карту заменяет иногда не
очень разборчивый ксерокс). В их составе нет подготовленных артиллерийских
корректировщиков, авиационных наводчиков. Недостает квалифицированных саперов.
Средства связи всех подразделений МВД, особенно милицейских отрядов, находятся
явно не на уровне требований ведения операции.
Для
того чтобы успешно завершить контртеррористическую операцию, придется всерьез
пересматривать подходы к организации пока недостаточно эффективных
разведывательно-поисковых действий в горах. Тут необходимо выйти на решение
следующих основных проблем: целесообразной структуры, необходимой численности,
оснащения и экипировки, управления и подчиненности, освоений новых тактических
приемов. Опять-таки взять на вооружение все лучшее из отечественного, но уже
подзабытого опыта усмирения мятежных местностей.
ЛОШАДИ
И СОБАКИ
На
вопрос, какой техники сейчас больше всего не хватает в частях, от боевых
офицеров Объединенной группировки
войск (сил) иногда следует парадоксальный ответ - лошадей и служебных собак. В
условиях непроходимой для всех видов транспорта горно-лесистой местности
преимущество федеральных войск в быстроте перемещения, связанное с наличием
значительного числа броне- и колесных машин, сводится, как правило, к нулю.
Подвижность бандформирований, использующих в горах вьючных животных,
значительно выше. Кроме того, кони позволяют бандитам осуществлять свое
достаточно быстрое и скрыто перемещение в сложных погодных условиях и
ограниченной видимости.
Вместе
с тем надо сказать, что в наше время легче поставить войскам сверхсовременную
технику XXI века, скажем, электромагнитную пушку или лазер с накачкой
от ядерного взрыва, чем обеспечить их лошадьми и служебными собаками. Сложности
на этом пути более чем значительные. Мало в достаточном количестве поставить
обученных лошадей, так надо еще иметь и личный состав, который бы со знанием
дела относился к животным и более того, любил их. Кроме того, требуются и
совершенно забытые сегодня вещи: седла, упряжь и соответствующие вьючные
приспособления (тара, устройства для закрепления груза на вьючном седле).
Наконец, надо должным образом организовать в войсках кормление, уход и
ветеринарное обслуживание животных.
Трудности
примерно такого же порядка возникают и при укомплектовании подразделений и
частей служебными собаками и, самое главное, проводниками. Наскоком проблему
собак и лошадей решить практически невозможно. А то, что они могут
потребоваться в значительном количестве
в ракетно-ядерный век - это, естественно, в голову прийти никому не могло.
ПОЧЕМУ?
В годы
Великой Отечественной войны, когда науке и предприятиям оборонно-промышленного
комплекса Ставкой ВГК и Государственным комитетом обороны ставилась конкретная
задача, то она выполнялась, как правило, в достаточно сжатые сроки. А иногда -
просто в рекордно короткие.
То есть
могли, когда была политическая и военная воля. А в наши времена дела обстоят, к
сожалению, уже далеко не так. В частности, на снабжение федеральных войск
Объединенной группировки войск в Чечне
сейчас поступают не новые образцы вооружения и военной техники, как это обычно
происходит в армии любого государства. На это в казне, увы, средств нет.
Поэтому не от лучшей жизни военным приходится скрести по собственным сусекам и
извлекать из «запасников» армии позавчерашнее оружие. В частности, именно этим
объясняется факт появления в Чечне уже изрядно подзабытых танков Т-62. По
мнению некоторых информированных источников, дело в самом ближайшем будущем может
дойти и до 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 г., поскольку к гаубицам Д-30 (тоже,
между прочим, далеко немолодым) уже ощущается нехватка снарядов. Таким образом,
если бы не запасы, созданные еще во времена СССР, боевые действия российских
войск имели бы склонность к самозатуханию.
За
последнее десятилетие в Чечню «на восстановление экономики и социальной сферы
республики» было закачано немало средств из федерального бюджета. Общеизвестно,
что большая часть из них бесследно исчезла. С упорством, достойным лучшего
применения, на территорию, охваченную вооруженным мятежом, продолжается
перечисление денег из федерального бюджета, причем на первый взгляд на самые
благие цели. А между тем на эти средства можно было бы развернуть, одеть,
обуть, выучить, снабдить всем необходимым вертолетный полк (и не один) на
современных всепогодных вертолетах типа Ми-28Н или Ка-52, предназначенных в том
числе для действий и ночью.
И можно
не сомневаться, в результате успешного решения боевых задач этим полком средств
на адресное восстановление Чечни потребовалось бы значительно меньше. И не
потому, что этот полк вдребезги разнес бы большую половину Чечни, в потому, что
грабить и разрушать восстановленное было бы уже некому. И в этом вся глубина
противоречий в Чечне - население в большинстве своем не отказалось от
вооруженного сопротивления, а его продолжают подкармливать подачками из не
очень-то и богатого российского бюджета.
При
решении любой военно-политической задачи необходим точный расчет и холодный
реализм. Российские политики самого высокого уровня должны осознавать: среди широких кругов российского общества
пока не находят понимания идея властей открывать кран социальных благодеяний
для территории и населения, на которой каждую неделю убивают и калечат по
нескольку десятков федеральных военнослужащих. Вначале на чеченской
территории должны быть с корнем вырваны ветви терроризма, бандитизма и
сепаратизма. Самое главное, должен быть окончательно угашен дух мятежа и
сопротивления. Но если не принять радикальных мер по корректировке силовой
политики, бег на месте будет продолжаться еще не один год.